Адаптация 1 класс

Адаптация (лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды.

Когда уместна тревога?

Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем наоборот вредят ребёнку.

Обычно:

  • § Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям.
  • § Начинает время от времени ныть, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным.
  • § Радуется, когда не надо делать домашнее задание.
  • § Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.
  • § Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.

Опасно:

  • § Полное отсутствие интереса к учёбе,
  • § Делает уроки только «из-под палки»
  • § Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов.
  • § Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию
  • § Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
  • § Вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков.

Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражаетосновное отношение ребёнка к школе.

ТРИ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ

Высокий уровень адаптации:

  • § Первоклассник положительно относится к школе
  • § Предъявляемые требования воспринимает адекватно.
  • § Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.
  • § Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя.
  • § Выполняет поручения без внешнего контроля.
  • § Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).
  • § Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.
  • § Занимает в классе благоприятное статусное положение

Средний уровень адаптации:

  • § Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.
  • § Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.
  • § Усваивает основное содержание учебных программ.
  • § Самостоятельно решает типовые задачи.
  • § Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.
  • § Общественные поручения выполняет добросовестно.
  • § Дружит со многими одноклассникам

Низкий уровень адаптации:

  • § Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.
  • § Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.
  • § Наблюдаются нарушения дисциплины.
  • § Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.
  • § Самостоятельная работа с учебником затруднена.
  • § При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.
  • § К урокам готовится нерегулярно. Для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.
  • § Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.
  • § Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть однокласснико.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей, с низким и недостаточным уровнем адаптации:

  • § расширяйте круг знаний и представлений ребенка о школьно-учебной деятельности;
  • § формируйте положительное отношению к учителю и одноклассникам;
  • § доверяйте ребенку, будьте с ним честным и принимайте его таким какой он есть, он имеет на это полное право;
  • § делайте вместе с ребенком, но не вместо него;
  • § не сравнивайте ребенка с окружающими;
  • § если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним;
  • § чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное;
  • § способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что;
  • § демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;
  • § не предъявляйте ребенку завышенных требований; если ребенку с трудом дается что-либо, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить;
  • § будьте последовательны в воспитании ребенка, и не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше;
  • § старайтесь делать ребенку меньше замечаний;
  • § используйте наказание лишь в крайних случаях;
  • § не унижайте ребенка, наказывая его;
  • § общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей;
  • § помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал бы себя ущемленным.