Компьютерная зависимость у подростка

Поколение гаджетов

Компьютерная зависимость у подростка:

как распознать и как предупредить?

ЧТО ТАКОЕ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Во-первых, под общим термином «компьютерная зависимость», мы обычно объединяем такие виды зависимости, как:

  • § сетеголизм (зависимость от Интернета, и в частности от социальных сетей);
  • § киберрадиация  (зависимость  от  компьютерных игр).

Во-вторых, обозначим, что такое компьютерная зависимость по сути.

Это специфический вид (внимание!) эмоциональной зависимости. В этом заключается определенная сложность и неоднозначность данного вида зависимости. Попробуем расшифровать: эмоциональная зависимость обычно связана с конкретными людьми. В компьютерной зависимости способом общения с людьми является компьютер. Он становится основным  проводником,  посредником  между  человеком и внешним миром, основным источником общения.

Поэтому компьютерной зависимости может быть подвержен любой человек, так как для нас, как социальных существ, общение является необходимым условием полноценной жизни. А для подростка общение — один из ведущих видов деятельности, выступающий основным источником развития личности.

Возникает вопрос: разве это плохо, что с помощью компьютера человек получил возможность быстро находить и передавать любую информацию? Что появилось больше возможностей для взаимодействия и эмоционального контакта с людьми, находящимися в разных уголках мира? Что человек может включиться практически в любую деятельность независимо от своих интеллектуальных или физических возможностей?

Конечно, все это хорошо. Вопрос лишь в объеме такого рода общения в жизни человека и в том,есть ли у него другие способы удовлетворения своих потребностей и самореализации.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ?

Общение состоит из трех компонентов:

  • § коммуникация (передача информации),
  • § взаимодействие (интеракция)?
  • § перцепция (восприятие, эмпатия и прочие эмоциональные составляющие).

Если в жизни человека существуют проблемы с реальным общением, то компьютер дает ему возможность заменить его на виртуальное. Раньше компьютер хорошо справлялся с такой составляющей общения, как передача информации. С появлением компьютерных игр появилась возможность компенсировать недостаток интерактивной составляющей. Когда возникли социальные сети, компьютер заполнил и перцептивную нишу общения. Таким образом, сегодня человек имеет возможность компенсировать с помощью компьютера недостаток любой составляющей общения.

Основная проблема в том, что зачастую это —  псевдообщение.

Увы, современная компьютерная индустрия научилась довольно эффективно удовлетворять и другие ключевые потребности человека. Если не считать нижний уровень базовых физиологических потребностей организма, компьютер в состоянии удовлетворить все остальные уровни: и потребность в безопасности (человек находится в комфортных условиях перед компьютером, анонимность дает иллюзию защищенности), и потребность в социальной принадлежности, сопричастности (вступление в соцсетях в группы людей со сходными взглядами, интересами создает иллюзию единения, дружбы), и потребность в уважении и признании (рейтинги, «лайки» и пр.), и потребность в самореализации (победа в играх, возможность быть творческим, эрудированным благодаря Интернету).

Кроме того, непосредственно в подростковом возрасте доминантными являются также такие потребности, какпотребность в независимости и самостоятельности в принятии решений, и потребность в удовольствии.

Итак, если у человека есть какая-то неудовлетворенная потребность, то он ищет способы ее удовлетворения. Чаще, в норме, одну и ту же потребность человек удовлетворяет разными способами. Но если у него нет возможности удовлетворить свою потребность другими способами и компьютер становится единственной возможностью для этого, тогда и появляются предпосылки для формирования зависимости. А дальше зависимость формируется по следующему алгоритму:

1-й шаг. Компьютер — основной способ удовлетворения какой-то потребности.

2-й шаг. Компьютер — основной или даже единственный способ удовлетворения большинства жизненных потребностей.

3-йшаг. Компьютер сам становится потребностью, более приоритетной, чем базовые потребности.

КАКИМ ПУТЕМ РЕБЕНОК ПРИХОДИТ К ЗАВИСИМОСТИ И МОЖНО ЛИ ЕЕ ОБОЙТИ?

С появлением компьютера в жизни ребенка он проходитнесколько стадий формирования отношения к нему:

1. Интерес. У взрослых это есть, они что-то постоянно там делают. Мне тоже интересно.

2. Увлеченность. Сколько тут всего интересного! Мне нравится. Я с удовольствием провожу время с компьютером.

3. Зависимость. Только в Интернете я могу это сделать, я могу себя так чувствовать, я могу быть таким.

4. Привязанность (стадия угасания). Да, хорошо, что у меня есть компьютер. Без него мне будет не удобно, не комфортно, но есть еще и другие, не менее интересные вещи.

При нормальной ситуации развития застревания на стадии привязанности не происходит, она является временным, ситуативным этапом в жизни подростка, спровоцированным склонностью к максимализму («только тут и нигде больше!»), и довольно быстро подросток переключается на другие сферы своей жизни, где компьютер — важная, но всего лишь одна из многих.

Но так происходит не всегда. И тогда подросток останавливается на стадии зависимости. Это можно понять по ряду признаков.

ПРИЗНАКИ КОМПЬЮТЕРНОЙЗАВИСИМОСТИ

  • § Повышение эмоциональности, возбуждение при виде компьютера.
  • § Раздражительность, снижение тонуса при отсутствии компьютера.
  • § Шантаж, конфликты в ответ на запрет компьютера.
  • § Предпочтение компьютера другим видам досуга, общению.
  • § Снижение успеваемости.
  • § Отказ от выполнения домашних обязанностей.
  • § Нарушение сна, ухудшение самочувствия.
  • § Проведение ночи за компьютером.
  • § Злоупотребление кофе, энергетиками.
  • § Пренебрежение личной гигиеной.
  • § Еда за компьютером или забывание о еде.

Если вы наблюдаете два-три признака и их характер ситуативный, то вряд ли стоит беспокоиться. Кто из нас не вспомнит, что хотя бы раз в жизни просидел всю ночь или ее большую часть за компьютером, и не из-за того, что нужно было сделать неотложную работу.

А вот если признаков больше и проявляются они регулярно, стоит обратить на это внимание. И в особенности если подросток пренебрегает базовыми потребностями (еда, сон, состояние здоровья, внешний вид).

ЧТОДЕЛАТЬ?

Если признаки компьютерной зависимости налицо, важно в первую очередь сделать три основных шага:

1. Провести анализ игр, интернет-ресурсов, которые увлекают ребенка. Сыграть в них хотя бы раз. (Что это? Какие потребности это удовлетворяет?)

2. Провести анализ своей семейной ситуации. (Что заставляет ребенка испытывать трудности в удовлетворении этих потребностей? Какие у ребенка были интересы в более раннем возрасте?)

3. Сделать шаг навстречу ребенку. (Помочь организовать досуг, наладить взаимоотношения со сверстниками, наладить контакт в семье.)

Важно помнить, что родительский характер общения со своим ребенком нередко становится одной из причин формирования у него компьютерной зависимости. Поэтому, чтобы предупредить ее, родителям надо обратить внимание, КАК они общаются со своим ребенком. Позволяет ли это общение удовлетворять его потребности?

Увы, чаще мы общаемся со своим ребенком так:

Вопросы, на которые не возможно ответить

Негативные ярлыки, оценки

«У тебя не получится»,

«Ты бездарь»

Ирония, язвительность

«Ну ты же самый умный»

Приказы-угрозы

«Быстро замолчи!

Выключи сейчас же!»

Успокоение отрицанием проблемы

«Да брось ты! Ничего страшного!»

Соревнование – сравнение

«Мне бы твои проблемы»

Непрошеные советы

«Вместо того чтобы…

иди лучше делом займись!»

Глобальные обобщения

«Вечно ты все забываешь!

Ты никогда меня не слушаешь!»

«Ты что, издеваешься? Ты это специально?»

Предлагаем попробовать вот так:

  • § вместо: «Встань из-за компьютера!» сказать: «Привет, как твои дела? Что нового?»
  • § вместо: «Займись делом!» сказать: «Слушай, я так соскучился (-лась)! Давай что-нибудь придумаем вместе!»