Организация процесса самообразования

 

Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

1.Выбор направления и темы самообразования.

2.Формулирование цели и задач самообразования.

3.Определение круга источников информации.

4.Выбор формы самообразования.

5.Составление плана самообразования.

6.Определение результата самообразования.

7.Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Рассмотрим данные этапы.

1 этап – выбор направления самообразования

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т. д. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:

профессиональное (предмет преподавания);

психолого-педагогическое, ориентированное на учеников и родителей;

психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);

методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

информационно-компьютерные технологии;

здоровьесбережение;

правовое;

эстетическое;

историческое;

иностранные языки;

политическое;

интересы и хобби;

и т. д.

2 этап – выбор темы самообразования

Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив школы. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.

3 этап – формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть:

повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

изучение и внедрение новых педагогических технологий;

изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

совершенствование своих знаний в области педагогической психологии

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

Например, темой самообразования является «Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе». Цель самообразования формулируем следующим образом «Изучение и внедрение ИКТ в ходе организации образовательного процесса в начальных классах». Задачами самообразования в данном случае могут быть:

изучить литературу и материалы сети Интернет об ИКТ в начальных классах;

пройти курсы повышения квалификации;

посетить семинары и конференции по проблеме внедрения ИКТ в начальных классах;

принять участие в работе сообщества «ИКТ и начальная школа» на портале «Сеть творческих учителей»;

посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

провести самоанализ и самооценку собственных уроков;

разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой;

апробировать данный комплект на практике.

4 этап – определение круга источников информации

Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:

телевидение;

газеты, журналы;

литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

материалы сети Интернет;

видео, аудио информация на различных носителях;

платные курсы;

семинары и конференции;

мастер-классы;

мероприятия по обмену опытом;

экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

курсы повышения квалификации;

уроки коллег;

путешествия;

и т. д.

5 этап – выбор формы самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

6 этап – составление плана самообразования

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

название темы;

цели;

задачи;

предполагаемый результат;

этапы работы;

сроки выполнения каждого этапа;

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

способ демонстрации результата проделанной работы;

форма отчета по проделанной работе.

Деятельность учителя в области самообразования может включать в себя:

систематический просмотр определенных телепередач;

чтение конкретных педагогических периодических изданий;

чтение методической, педагогической и предметной литературы;

обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;

посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;

изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;

прохождение курсов повышения квалификации;

проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.

7 этап – определение результата самообразования

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования учителя на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:

повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

разработка пакета тестового материала в электронном виде;

разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;

создание главы или страницы электронного учебника;

выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

создание комплектов педагогических разработок;

разработка модели образовательного процесса;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

и т. д.

8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Формами отчетных работ могут быть:

обобщение опыта;

доклад;

сбор и анализ отчетной документации;

презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Формы и методы руководства самообразованием учителей со стороны администрации школы:

1. Вынесение на педсоветы, заседания МО вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений учителей по вопросам обмена опытом самообразования.

2. Индивидуальные беседы с учителями об основных направлениях самообразования.

3. Совместное обсуждение методов изучения трудных разделов и тем программы. Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности уроков.

4. Оказание помощи учителям в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных учителей к научно-исследовательской работе.

5. Комплектование и пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.

6. Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров.

7. Систематическое подведение итогов самообра­зовательной работы учителя (собеседования, отчёты на педсоветах и заседаниях МО), определение задач и со­держания самообразования на новый учебный год, анализ качественных итогов образовательного процесса.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.

Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учителем образовательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Примерный список тем самообразования

Совершенствование образовательного процесса

1.Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приемов и методов обучения школьников.

2.Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

3.Использование информационных технологий в целях интенсификации учебного процесса.

4.Роль самостоятельной работы в повышении качества знаний и воспитанности учащихся.

5.Формирование у школьников положительного отношения к домашней учебной работе. Дифференциация домашнего задания.

6.Анализ проверки навыков чтения, письма, счета. Пути и средства, обеспечивающие дальнейшее их развитие.

7.Организация индивидуальной работы с родителями.

8.Формирование интереса к предмету и развитие любознательности учащихся в процессе обучения.

9.Пути совершенствования системы работы, направленной на осуществление преемственности между степенями обучения.

10.Изучение психологических особенностей младших школьников – важное условие повышения эффективности обучения и воспитания.

11.Разнообразие методов и приемов контроля и учета знаний, умений и навыков учащихся.

12.Мотивация к учению путем формирования у детей познавательных интересов.

13.Создание здоровьесберегающей обучающей среды на уроках в начальной школе.

14.Правовое образование младших школьников на уроках и во внеурочное время.

15.Организация экологической работы в начальной школе.

Современный урок в начальной школе

1.Современный урок: пути интенсификации учебного процесса.

2.Совершенствование урока на основе внедрения активных форм обучения.

3.Методика определения результативности урока. Самоанализ урока.

4.Индивидуальные и групповые формы обучения на уроке.

5.Формы организации индивидуальной работы с высокомотивированными учащимися, с учащимися с низкой мотивацией к учению.

6.Интегрированный урок в начальной школе.

7.Использование игровой ситуации для активизации познавательной деятельности учащихся.

8.Организация самостоятельной работы учащихся на различных этапах урока.

9.Активные формы работы, их роль и место на каждом этапе урока.

10.Оптимальная учебная нагрузка на уроке.

11.Учет работоспособности младших школьников.

12.Нестандартный урок: поиск, решение, находки.

13.Учись учиться. Работа с учебником, дополнительной литературой, словарем.

14.Развитие самостоятельного мышления учащихся.

Работа с детьми шестилетнего возраста

1.Дифференцированный подход к обучению как условие становления и развития навыков чтения, письма и счета у шестилетних школьников.

2.Контроль и оценка знаний в условиях безотметочного обучения.

3.Урок в первом классе: от игры к учебной деятельности.

4.Особенности подготовительного периода обучения грамоте.

5.Индивидуальный подход при обучении детей первоначальному чтению.

6.Обучение построению связных высказываний на основе иллюстративного материала учебника.

7.Использование дидактических материалов, учебно-наглядных пособий на уроках обучения грамоте.

8.Организация внеклассного чтения.

9.Изучение состояния знаний, умений и навыков учащихся по чтению и письму в период обучения грамоте.

10.Дидактические игры и игровые ситуации – одно из средств развития интереса к знаниям.

11.Организация игровой деятельности на уроках.

12.Использование дидактических игр на уроке письма.

13.Игры для детей шестилетнего возраста во внеурочное время.

14.Система работы по развитию речи учащихся шестилетнего возраста.

15.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.

Русский (белорусский) язык

1.Формирование навыков грамотного письма.

2.Система работы по развитию речи в процессе изучения русского (белорусского) языка.

3.Реализация коммуникативно-деятельностного подхода в процессе обучения родному языку.

4.Система работы по предупреждению орфографических ошибок.

5.Пути и средства активизации словаря младших школьников.

6.Орфографическая подготовка к написанию обучающих изложений и сочинений.

7.Система работы по формированию каллиграфических навыков.

8.Виды упражнений, направленных на выработку скорописи у учащихся III-IV классов.

9.Система проверки письменных работ учащихся II-IV классов. Проверка «Прописей» в I классе. Оценка знаний, умений и навыков детей на уроках русского (белорусского) языка.

10.Развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках языка.

11.Система работы над ошибками по русскому (белорусскому) языку.

12.Система работы по предупреждению ошибок на пропуск, замену, искажение букв.

13.Преемственность и перспективность в выработке навыков правописания безударных гласных в корне слова.

14.Виды творческих работ на уроках русского (белорусского) языка, способствующие развитию речи учащихся.

15.Формирование грамматических понятий у младших школьников.

16.Методика проведения контрольных и проверочных работ, их анализ.

Литературное чтение

1.Требования к современному уроку литературного чтения в начальной школе.

2.Совершенствование навыка чтения – основа дальнейшего успешного обучения и воспитания младших школьников.

3.Эффективные приемы и методы работы, обеспечивающие формирование прочных навыков беглого, осознанного чтения.

4.Разнообразие форм и приемов работы с текстом – важное условие формирования навыка чтения, нравственного воспитания и эстетического вкуса учащихся.

5.Нравственное воспитание младших школьников на уроках чтения.

6.Наглядность как средство активизации словаря детей на уроках чтения.

7.Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке чтения.

8.Система работы учителя по формированию речевых умений на уроках классного и внеклассного чтения.

9.Педагогическое руководство самостоятельным чтением школьников.

10.Формирование правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения – основа дальнейшего успешного усвоения детьми учебного материала.

11.Виды пересказов. Их роль в развитии речи и творческого воображения учащихся.

12.Совместная работа учителей и библиотекарей школьных и районных библиотек в организации внеклассного чтения.

13.Система работы по организации домашнего чтения детей.

14.Методика работы над произведениями различных жанров на уроках чтения.

15.Формирование у учащихся умений работать с текстом.

16.Творческие задания на уроках чтения.

Математика

1.Пути повышения эффективности и качества уроков математики.

2.Развитие логического мышления учащихся на уроках математики.

3.Система работы по формированию навыков устного счета.

4.Способы работы с текстовыми задачами, формирование умений составлять и преобразовывать задачи.

5.Решение простых задач – основа успешного усвоения способов решения составных задач.

6.Приемы и методы, способствующие формированию прочных вычислительных навыков у учащихся I-IV классов.

7.Осуществление индивидуального подхода при обучении решению задач.

8.Организация индивидуальной работы с учащимися на уроках математики.

9.Руководство самостоятельной работой школьников на уроках математики.

10.Вариативность заданий как средство развития познавательной деятельности.

11.Формирование практических умений и навыков по математике – важная задача начальной школы.

12.Методы и приемы, способствующие автоматизации навыков табличного умножения и деления.

Человек и мир

1.Основные методические подходы к преподаванию предмета «Человек и мир».

2.Особенности преподавания содержательного блока «Мая Радзіма – Беларусь».

3.Развитие познавательной активности на уроках по предмету «Человек и мир».

4.Предупреждение перегрузки учащихся при выполнении домашних заданий по предмету «Человек и мир».

5.Эффективные формы контроля за знаниями учащихся по предмету «Человек и мир».6.Экологическое образование младших школьников.

7.Активизация познавательной деятельности учеников при проведении экскурсий.

8.Организация наблюдений в природе.

9.Формирование здорового образа жизни учащихся начальных классов.

10.Современные подходы к формированию здорового образа жизни, безопасного поведения учащихся в чрезвычайных и опасных ситуациях.

11.Использование рациональных приемов работы с книгой при изучении блока «Мая Радзіма – Беларусь».

12.Патриотическое воспитание учащихся при изучении блока «Мая Радзіма – Беларусь».

Эстетический цикл, трудовое обучение

1.Роль предметов эстетического цикла в духовном развитии личности младшего школьника.

2.Использование коллективных и индивидуальных форм работы на уроке.

3.Развитие любознательности, инициативы учащихся на уроках эстетического цикла.

4.Развитие художественных способностей детей и освоение простейших приемов обработки разных материалов.

5.Формирование у школьников навыков самообслуживания.

6.Формирование умений и навыков самостоятельной работы на уроках трудового обучения.

7.Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства и трудового обучения.

8.Знакомство с народными промыслами на уроках изобразительного искусства и трудового обучения.

9.Развитие творческого мышления учащихся на уроках трудового обучения.

10.Природный материал и развитие творческого воображения.

11.Учебно-методическое обеспечение музыкального образования в начальных классах.

12.Интегрированные курсы по искусству: проблемы и перспективы их развития.

13.Дифференцированный и вариативный подходы в создании условий для разностороннего развития учащихся в рамках предмета «Трудовое обучение».

14.Непрерывность художественного образования в школе.

Физическая культура

1.Повышение качества и эффективности уроков физической культуры.

2.Обязательный минимум требований к уровню подготовки учителя по предмету «Физическая культура».

3.Роль и место физического воспитания в системе общего образования человека.

4.Организация и содержание работы с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе.

5.Организация медицинского контроля на уроках физической культуры.

6.Использование межпредметных связей для повышения эффективности уроков физической культуры.

7.Роль и место игры на уроках физкультуры в начальных классах.

Подготовлено

методистом центра учебно-методической

работы с кадрами образования

Минского областного ИРО

Сокол Е. А.