3 ноября 2017 года в БГПУ состоялась

 

II Республиканская конференция «Педагогические классы: опыт и перспективы».

Открывая пленарное заседание конференции, ректор БГПУ Александр Иванович Жук отметил, что всех собравшихся сегодня в этом зале объединила общая миссия –создание системы непрерывного педагогического образования, в основе которой – профильная подготовка будущих педагогов еще со школьной скамьи. С приветственным словом к собравшимся обратились заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Татьяна Романовна Якубович и заместитель министра образования Республики Беларусь Раиса Станиславовна Сидоренко, которая подчеркнула, что введение профильных классов педагогической направленности − один из перспективных проектов Министерства образования Республики Беларусь.

В видеоролике с говорящим названием «Выпускной альбом», представленном участникам конференции на пленарном заседании, нашли отражение самые яркие, ключевые моменты школьной жизни учащихся педагогических классов республики – фрагменты факультативных занятий по учебной программе «Введение в педагогическую профессию», первые педагогические пробы, церемония посвящения в педагогическую профессию, интервью абитуриентов, проходивших собеседование во время нынешней приемной кампании в БГПУ, их отзывы о пользе и преимуществах учебы в педагогическом классе, ожидания от нового, студенческого этапа жизни.

В докладе «Педагогические классы – осознанный старт в профессию» Александр Иванович Жук отметил, что высокое качество человеческого капитала как основного государственного ресурса достижимо при условии качественного профессионального образования по всем направлениям и специальностям.

− Поэтому важнейшая задача университетов – поиск, отбор, привлечение не просто хорошо подготовленных, но внутренне мотивированных на выбор той или иной специальности абитуриентов, которые имеют осознанный и устойчивый интерес к избранной сфере профессиональной деятельности, − сказал на открытии ректор БГПУ.

По словам А.И. Жука, в стране ведется системная и целенаправленная работа по привлечению на педагогические специальности сильных и мотивированных абитуриентов. Ключевым фактором, существенно изменившим ситуацию с абитуриентами, поступающими на педагогические специальности, стало введение профильного обучения педагогической направленности. В этом году у педагогических классов состоялся первый выпуск, который составил около 1500 человек по всей стране.

Более двух лет назад БГПУ выступил с инициативой введения профильной педагогической подготовки в 10-11-х классах. Первые педагогические классы и группы были открыты во всех регионах Беларуси в 2015-2016 учебном году. В нынешнем учебном году их количество увеличилось более чем в три раза (количество педклассов и групп составляет 441, обучающихся – около 4700). Данная тенденция говорит о популярности и востребованности направления профильной педагогической подготовки.

Ректор БГПУ выделяет три основных условия, благодаря которым процесс профильной педагогической подготовки учащихся оказался эффективным: отбор и конструирование содержания профильной педагогической подготовки учащихся; использование потенциала кластерного взаимодействия; государственная поддержка деятельности педагогических классов.

Лидер по числу педагогических классов – Минская область, в которой в этом году функционируют 98 педагогических классов и групп, в них обучаются более 960 старшеклассников. В своем выступлении ректор Минского областного института развития образования, кандидат педагогических наук, доцент Светлана Владимировна Ситникова поделилась опытом организации педагогической профилизации в Минской области, утверждая, что  успешная реализация задуманного возможна только при грамотном, эффективном менеджменте образовательного процесса.

Площадками передового опыта работы с педагогическими классами являются школы-лаборатории Кластера непрерывного педагогического образования.  Сегодня 13 школ и гимназий, представляющих все регионы Беларуси, имеют статус школ-лабораторий кластера. Директор гимназии № 20 г. Минска Леонид Иванович  Абрамов  рассказал о многолетней  системной работе по привлечению ребят к педагогической профессии. Стоит отметить, что это учреждение образования не только является одной из первых школ-лабораторий кластера, а одной из школ республики, где еще в 90-е годы были открыты педагогические классы.

БГПУ поддерживает высокое качество методической помощи для реализации новых возможностей педагогической профилизации в школе. В этой связи большим потенциалом обладает ранняя профилизация, начиная с 5 класса. В настоящее время в масштабах республики проводится экспериментальный проект по апробации модели допрофильной педагогической подготовки на 2-й ступени общего среднего образования, в котором участвуют 15 учреждений общего среднего образования из разных регионов Беларуси. Подробно об этом рассказала начальник центра развития педагогического образования БГПУ Александра Валентиновна Позняк.

Педагоги и учащиеся средней школы № 126 г. Минска продемонстрировали презентацию «Живая газета» о деятельности V-IX экспериментальных классов.

Директор Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент Ирина Владимировна Шеститко в своем докладе остановилась на специфике работы учителей  в профильных классах педагогической направленности. При этом отметив, что результат обучения определяется мастерством педагогов, которые ведут факультативные занятия, их стремлением передать лучшие образцы учительского труда, заинтересованностью в воспитании достойной смены.

О развивающем потенциале факультативного курса «Введение в педагогическую профессию» рассказал один из авторов данной программы, доктор психологических наук, профессор БГПУ Александр Павлович Лобанов. Учеба в педагогических классах не только ориентирует и мотивирует учащихся на профессию педагога, но и создает условия для личностного развития старшеклассников через самопознание и самоопределение.

Завершила пленарное заседание студентка первого курса Института инклюзивного образования БГПУ, выпускница педагогического класса Дарья Андреевна Богушевич, которая представила свое видение опыта обучения в педагогическом классе в выступлении «Педагогический класс – взгляд изнутри».

В рамках конференции работали пять дискуссионных площадок для различных категорий участников (руководителей, педагогов, психологов, представителей вузов, учащихся педагогических классов) и состоялась серия мастер-классов, где были представлены наиболее эффективные формы и методы профильной педагогической подготовки учащихся.

Перед началом конференции была организована экспозиция достижений педагогических классов школ-лабораторий учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования «Педагогические классы – 2017/2018». Учащиеся педагогических классов 13 школ-лабораторий, представителей всех регионов страны представили свои портфолио, дипломы, сертификаты, награды, свидетельствующие об учебных, творческих и спортивных достижениях, познакомили с результатами недавно завершившегося проекта «Лидер» и др. Кроме того, на выставке можно было ознакомиться с видеоматериалами, публикациями, авторскими и коллективными методическими разработками педагогов школ-лабораторий кластера.

В работе конференции приняли участие более 100 учащихся педагогических классов, более 300 педагогов, директоров и заместителей директоров учреждений общего среднего образования, в которых открыты педагогические классы, приехавшие со всех областей республики, а также представители управлений образования, институтов развития образования, преподаватели и студенты БГПУ.

Информационную поддержку работы конференции обеспечивали газеты «Звязда», «Настаўніцкая газета», «Мінскі кур’ер», телеканал «Беларусь-1», научно-методический журнал «Адукацыя і выхаванне». На интернет-портале БГПУ велась онлайн-трансляция конференции.

Справочно:

Цель II Республиканской научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт и перспективы» – обобщение опыта работы профильных классов (групп) педагогической направленности в Республике Беларусь и определение перспектив педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования.

В 2017 году состоялся первый выпуск учащихся педагогических классов. С этого года правилами приема в учреждения высшего образования для выпускников педагогических классов предусмотрен особый порядок поступления на педагогические специальности. Выпускники педклассов, которых рекомендовали педагогические советы учреждений общего среднего образования, имеющие в аттестате не ниже 8 баллов по профильным предметам и не ниже 7 баллов по всем остальным предметам, имеют право поступать на педагогические специальности без экзаменов по результатам собеседования.