Особенности адаптации учащихся 10 классов

При изучении  адаптации школьников к условиям обучения принят комплексный подход, основанный на представлениях о многоуровневой организации адаптационного процесса, поэтому используются разнообразные социометрические, психологические, физиологические, биохимические и клинические методы.

Многочисленные исследования не оставляют сомнений относительно неблагоприятного влияния высоких учебных нагрузок на организм школьника. Но функциональное напряжение основных физиологических систем непосредственно связано с индивидуальной реакцией каждого на однотипную ситуацию, возникающую в процессе учебной деятельности. В связи с этим представляет интерес выявление роли индивидуальных  особенностей учащихся в адаптационном процессе.В связи с тем, что  учащиеся 10 -х  классов находятся в новых условиях ( новая система занятий, новые формы работы, изменившиеся объемы работы и характер мыслительных действий и др.) необходимо исследование их адаптации .

Социальная адаптация - как приспособление человека к условиям социальной среды - предполагает:

  1. адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
  2. адекватную систему отношений и общения с окружающими;
  3. способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
  4. способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;
  5. изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

 

Обычно необходимость  адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.

У  10-классников изменяется социальное окружение и система деятельности (учебная ситуация новой ступени образования, изменение режима и нагрузки).

Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе  класса и пр.

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации, когда  учащийся становится недисциплинированным,

невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети, систематически ослабленные, являются наиболее подверженными дезадаптации. И, конечно же, невозможно говорить об адекватном восприятии подростком окружающей действительности через призму собственной

тревожности, об адекватной системе отнощений и общения с одноклассниками и учителями.

Все это усложняет сам учебный процесс, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.

Специфика  адаптации 10-классников определяется  особенностями возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив.

Практика показывает, что если выбранное направление в обучении соответствует психофизиологическим и личностным особенностям , интересам и склонностям  учащегося , то, несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.

Профильное обучение - это вид дифференцированного обучения учащихся в старших  классах , оно предполагает углубленное изучение  учащимися одного или нескольких предметов, специальных курсов, соответствующих выбранному профилю и обеспечивающих допрофессиональную подготовку с целью выбора будущей сферы деятельности .

Профильное обучение в общеобразовательной школе делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным, во-первых, благодаря углубленному изучению учебных предметов, составляющих ядро интересующей или выбранной профессиональной сферы деятельности; во-вторых, благодаря возможностям Базисного учебного плана для реализации  учащимся активной пробы сил.

Осуществляемая профильная дифференциация позволяет избежать, с одной стороны, узкой специализации, с другой, - создает условия для допрофессиональной подготовки

и социально-психологической  адаптации . Профильное обучение способствует тому, чтобы школьник осознал себя действительно субъектом профессионального выбора.

Необходимым этапом в разработке рекомендаций по прогнозированию успешности обучения, профессионального становления и оптимизации функционального состояния является изучение процесса  адаптации к определенной деятельности.

Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на создание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях обитания и деятельности.

Немаловажен и тот факт, что само по себе успешное трудовое и профессиональное самоопределение повышает адаптивность организма, является источником жизненной активности и позитивных тенденций в дальнейшем развитии личности и совершенствовании здоровья.

Выводы:

Психологическое содержание подросткового возраста предрасполагает к риску возникновения психической дезадаптации.

Существуют некоторые универсальные закономерности  адаптации , причем в формировании адаптационных реакций участвует сложная многоуровневая структурно-функциональная система.

Показана закономерная зависимость между выраженностью тревоги и частотой нарушений психической  адаптации .

Индивидуальные  особенности учащихся играют важную роль в адаптационном процессе.

Специфика  адаптации  10-классников определяется  особенностями  возраста и спецификой профильного

Про Нечто, которое жило в душе

(притча о любви)

Жило было на свете Нечто. Оно тихонько жило в глубине души. И, в общем-то, никому не мешало. 
Однажды в душу зашло Чувство. Это было давно. Чувство Нечту понравилось. Нечто очень дорожило Чувством, боялось его потерять. Даже дверь на ключ закрывать начало. Они подолгу бродили по закоулкам души, разговаривали ни о чём, мечтали. По вечерам они вместе разводили костёр, чтобы согреть душу. Нечто привыкло к Чувству и ему казалось, что Чувство останется с ним навсегда. Чувство, собственно, так и обещало. Оно было такое романтическое. Но однажды Чувство пропало. Нечто искало его везде. Долго искало. Но потом в одном из уголков души нашло прорубленную топором дырку. Чувство просто сбежало, оставив огромную дырку. Нечто во всем винило себя. Нечто слишком верило Чувству, чтобы обижаться. В память о Чувстве осталась одна дыра в душе. Она не заделывалась ничем. И ночами через неё залетал Холодный и Злой Ветер. Тогда душа сжималась и леденела. 
Потом в душу пытались заглянуть ещё другие чувства. Но Нечто их не пускало, каждый раз выгоняя веником через дырку. Мало помалу чувства и вовсе перестали заходить. 
Но однажды в душу постучалось совсем странное Чувство. Сначала Нечто не открывало. Чувство не полезло в дырку, как это делали предыдущие, а осталось сидеть у дверей. Весь вечер Нечто бродило по душе. Ночью улеглось спать, на всякий случай положив веник рядом с кроватью. Прогонять никого не пришлось. На утро заглянув в замочную скважину Нечто убедилось, что Странное Чувство по-прежнему сидит возле двери. Нечто начало нервничать, понимая, что нельзя прогнать того, кто ещё не зашёл. 
Прошёл ещё день. Смятению Нечто не было предела. Оно поняло, что до смерти хочет пустить Странное Чувство. И до смерти боится это сделать. Нечту было страшно. Оно боялось, что Странное Чувство сбежит, как и первое. Тогда в душе появится вторая дыра. И будет сквозняк. 
Так проходили дни. Нечто привыкло к Странному Чувству у двери. И однажды, по хорошему настроению впустило-таки Странное Чувство. Вечером они разожгли костёр и впервые за столько лет отогрели душу по-настоящему. 
- Ты уйдёшь? - не выдержав спросило Нечто. 
- Нет, - ответило Странное Чувство, - я не уйду. Но при условии, что ты не будешь меня удерживать и не будешь запирать дверь на замок. 
- Я не буду запирать дверь, - согласилось Нечто, - но ты ведь можешь убежать через старую дырку. 
И Нечто рассказало Странному Чувству свою историю. 
- Я не бегаю через старые дырки, - улыбнулось Странное Чувство, - я другое чувство. 
Нечто ему не поверило. Но пригласило на прогулку по душе. 
- А где твоя старая дыра? - полюбопытствовало Странное Чувство. 
- Ну вот, -горько усмехнулось Нечто. 
И показало место, где располагалась дырка. Но дыры на месте не было. Нечто слышалo, как ругается злой холодный ветер с внешней стороны души. 
Нечто посмотрело на Странное Чувство улыбнулось и сказало только, что не будет запирать дверь никогда... 

 

Притча о Любви, о Мечте и о Надежде

В одном южном городе, на берегу тёплого моря, росли три сестры. Родились они одновременно у немолодой уже женщины, и были очень похожи друг на дружку внешне: тонкие, хрупкие, с пушистыми русыми волосами и янтарными глазами. Девочки были до того прекрасны, что их мама и папа никак не могли решить: как назвать им своих дочерей, чтобы имя их соответствовало их красоте и прелести.
Так прошло восемнадцать лет. Сёстры выросли и стали прекрасными юными женщинами. Но у них по-прежнему не было имён. И вот однажды их престарелая мать призвала дочерей к себе и сказала:
- Дочери мои! Вы уже взрослые и самостоятельные. Я отдала вам всё, что могла: мою душу, моё тепло, мои знания о жизни. Единственное, чего не дала я вам – это имён. Ступайте же к людям, знакомьтесь, общайтесь, несите им тепло, которое я вам дарила все эти годы. Пройдёт время – и люди сами дадут вам имена. С этими словами старая женщина закрыла глаза и умерла. Сёстры схоронили мать, отгоревали, сколько положено, да и собрались в путь: выполнять матушкин завет.
Долго ли, коротко ли они ходили, а встретилось им перепутье: можно было и налево пойти, и направо, и прямой путь продолжить. Встали сёстры и стали совет держать:
- Если мы и дальше вместе ходить будем – люди так и не смогут ни одной из нас имя дать: уж больно мы им одинаковыми кажемся, - сказала одна.
- Да. Похоже, пришло нам время расстаться и попытаться жить каждая своей жизнью, - поддержали её две другие.
На том и порешили. Разделили они хлеб, воду на троих, выбрали каждая свою дорогу, да и расстались.
Первая сестра через день-другой пришла в незнакомый город, который был столицей королевства. И так уж получилось, что, не успела она войти в город, как попала на глаза юному принцу. И так ему понравилась девушка, что он тут же пригласил её во дворец и представал своим родителям.
- Она прекрасна! – заявил юноша. – И я хочу на ней жениться!

Девушка, которая так же с первого взгляда полюбила принца, была только рада, да и родители, обожавшие своего сына, возражать ему не стали. Так и вышло, что стала первая из сестёр женой юного принца. Она так радовалась своему счастью, так нежила и лелеяла своего мужа, что казалось: пары счастливее нет!
Однако прошло несколько лет, и страсть юного принца стала утихать. Да и девушка, успевшая родить ему двух сыновей, уже не казалась принцу столь же юной и прелестной. Её слишком ласковый голос и слишком приятные манеры стали казаться ему слащавыми и неискренними. Всё чаще уезжал принц из дому: на охоту, к друзьям или просто на конную прогулку.
И вот настал тот день, когда появилась у принца другая возлюбленная. Злые языки быстро донесли об этом бедной молодой женщине. Она от горя слегла, да и умерла через неделю. Принц, совсем не желавший такого поворота, сильно раскаялся, схоронил свою жену и сказал: не дал я тебе имени при жизни, так дам после смерти. Ты была моей настоящей любовью – преданной и нежной. Путь же таким именем и поминают тебя в веках: Любовь.
Тем временем другая сестра так же оказалась в незнакомом царстве-государстве, и, как и положено сёстрам близнецам, тоже оказалась во дворце. Однако в жёны её взял сам царь-государь. Были у него жёны и до этого, но ни одна не могла родить ему наследника.
Средняя сестра тоже не сразу понесла: прошло несколько лет, прежде чем во чреве её зародилась новая жизнь. Государь был счастлив! Он носил свою любимую жену на руках, буквально шагу не позволял ей ступить самостоятельно, кормил её самыми вкусными лакомствами, дарил самые редкие драгоценные камни.
К положенному сроку разрешилась царица здоровым и красивым мальчиком, да только сама погибла в родах. Ах, как горевал её супруг, сколько горючих слёз пролил! Однако ничего не поделаешь: схоронил он свою молодую супругу, да и сказал:
- Не было у тебя имени при жизни, но сделала ты для меня то, чего никто другой не мог – воплотила мою мечту, родила мне наследника. Так пусть же поминают тебя в веках этим именем – Мечта.
Третья сестра, тем временем, не спешила останавливаться в каком-то одном месте: ходила она по городам и весям, всюду слушала людей, от старых людей – мудрости училась, кому могла – всем помогала. И всё больше и больше людей знали о том, что есть на свете такая девушка – милая, не по годам мудрая, способная помочь и словом, и делом.
Всё больше людей к ней обращалось за помощью, всё чаще люди искали её, чтобы попросить помощи и поддержки. Да только не знал никто её имени, а потому трудно было людям отыскать и позвать её.
А была в той стране, по которой ходила девушка, одна деревня, в которой все жители болели одной и той же болезнью, и всё никак не могли вылечиться. Вот прознали эти люди о том, что есть такая девушка, которая многим помочь сумела. С большим трудом отыскали они её и привели в свою деревню. Узнав о болезни, что мучила всех местных жителей, девушка сказала:
- Тут я вам легко помогу: в городе, где я росла, с этой болезнью легко справлялись.
И сказала третья из сестёр жителям деревни, как им лечиться надо. Не прошло и месяца – как все здоровы были! И тогда решили жители деревни девушку отблагодарить.
- Что подарить тебе, наша спасительница? – обратились они к девушке. – Как отблагодарить тебя?
- Ничего мне дарить не надобно, - отвечала им третья из сестёр. – Да только вот, хотелось бы, чтоб дали вы мне имя, чтоб легче людям меня звать и искать было.
День думали жители деревни, а потом и ещё день. А на третий день пришли и сказали девушке:
- Мы, пока о тебе не прослышали, ни на что не надеялись. Думали, погибнет всё наше селение. А ты нас исцелила и дала силы жить дальше. Так пусть же имя тебе будет – Надежда!
Так и вышло, что из всех сестёр только Надежда живой осталась, и так и жила она до глубокой старости: никому в добром слове и в помощи не отказывая.

 

КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ЖЕЛАНИЮ ПОПРОБЫВАТЬ НАРКОТИК ИЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЮ СО СТОРОНЫ «ДРУЗЕЙ»?

Надо, прежде всего, всегда помнить, что ВЗРОСЛЫЙ – это ЧЕЛОВЕК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ, НЕЗАВИСИМЫЙ, УМЕЮЩИЙ ВЫБИРАТЬ и ОТКАЗЫВАТЬСЯ

Любопытство не порок, но его надо уметь направлять и ограничивать. Риск должен иметь какую-то оправданную цель.

Дружбу не завоевывают слепым подражанием или отказам от себя, своего мнения, если лидер, «кумир» принимает наркотики – значит, он только носит маску «сильного», а сам раб привычки, раб своей страшной болезни. Стремясь быть признанным в среде значимых для тебя людей, ты принимаешь их стиль поведения и привычки. Ты такой же, как все. Но заслужить истинное уважение окружающих можно, лишь проявив независимость, самостоятельность в выборе решений. У тебя должна быть своя жизненная позиция, и этот выбор не зависит от других. Это проявление силы твоего характера, а не слабости. Уговоры о доказательствах твоей взрослости, мужественности – не более чем утопия. Никакой смелости в пробе, а тем более употреблении наркотиков, нет. Наоборот, смелым себя может считать лишь тот, кто не идет за другим, отказываясь от яда. А кто поступает, как другие в его компании, лишь бы над ним не смеялись, тот и есть трус.

7 ступенек к себе

Будь добр и вместе с тем настойчив

Быть уверенным в себе – не значит быть пассивным, агрессивным или надменным. Это золотая середина между уважением к другому человеку (доброта) и уважением к себе (настойчивость).

Не надо недооценивать свои силы

Ты думаешь о том, что другие могут сделать, и не замечаешь возможности самому улучшить ситуацию. Но ты можешь многое! Начни с трезвого анализа ситуации. Взвесь все возможные шаги и их последствия. Делать надо то, за что потом не будет стыдно. Попробуй, и у тебя получится – например, не сквернословить, не плевать, не оставлять за собой мусора, не курить, не огрызаться.… У тебя получится быть человеком.

Посмотри со стороны

Наша  поза, тон голоса, взгляд, жесты, движения – всё вместе говорит окружающим о том, какого отношения мы от них ждём. Своей нерешительностью мы иногда сообщаем: «Запугайте меня..». А своей развязанностью и бескультурьем некоторые просто кричат окружающим: «Я только что слез с дерева! Я ещё первобытный человек, который понятия не имеет, как себя ведут в обществе».

Не обижай людей

Старайся не говорить человеку обидных вещей. Измени поведение(тон голоса, слова и т.д.). когда чувствуешь, что человек начинает защищаться(оправдывается или выражает неприязнь). Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Всё сразу станет на свои места. Вот увидишь!

Ожидай результатов

Часто мы недооцениваем  свои действия. Если мы не надеемся убедить человека, то неуверенность проявится в нашем голосе. А того, кто обманывает, всегда выдают глаза. Уверенность бывает тогда, когда человеку не надо фальшивить. Тот, кто совершает некрасивый, нечестный поступок, должен быть готов к его последствиям.

Ищи варианты

Обычно, если ты видишь только ограниченное число вариантов действий в сложной ситуации, это значит, что ты на самом деле пытаешься избежать решения проблем. Ты просто не хочешь поразмыслить над поиском выхода.

Откладывание решений

Помни о том, что, откладывая решение, ты предоставляешь случаю управлять твоей жизнью. Такое поведение может быть оправдано, если ты предпочитаешь полагаться на слепую волю судьбы, или захотел поразмыслить, принял ли ты смелое решение, или оно основано на страхе и разочаровании. Тогда отложи решение и хорошо подумай.