Китайские мудрости:

«Я слышу – я забываю. Я вижу - я запоминаю. Я делаю - я усваиваю». «Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь».


У каждого педагога, сумевшего прийти к успеху, есть свой набор приемов и секретов, благодаря которым он достиг своих высот.

В. А. Сухомлинский «Мастером педагогического труда становится скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя. Какие бы новшества — программы, технологии, средства не внедрялись в образовательную практику, успех их реализации зависит от главного действующего субъекта образования — учителя, от его личностных и профессиональных качеств, педагогического мастерства, знаний и умений применять эти новшества на практике во благо учеников»

Мастер-класс — это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, при активной роли всех участников занятия.

Тема: Педагогический артистизм, выразительность мимики и жестов

Цель: формирование потребности в использовании выразительной мимики и речи, артистизма в педагогической деятельности.

Задачи:

  • способствовать использованию педагогического артистизма,
  • научить юных педагогов использовать в своей деятельности, в разных педагогических ситуациях выразительность мимики и жестов, тренировать выразительность, используя тренинговые упражнения;
  • воспитывать интерес к профессии педагога

Вступительное слово

Молодые педагоги, приходя на работу в учебное заведение, не имеют навыка владеть своими эмоциями. Работа с детьми сродни работе актера, педагог – актер, дети – зрители. По-своему опыту знаю, как иногда необходима эмоциональность мимики и жестов, а когда мешает неумение владеть ей и контролировать ее.

Дети, приходящие на занятия, чувствуют наше настроение, наше желание сегодня работать, наше отношение к ним. Важно уметь настроить себя на рабочий лад, несмотря на внешние раздражители и жизненные ситуации.  В педагогике не вызывает сомнения тот факт, что артистизм необходим каждому педагогу.

Разработкой данной проблемы занимались ученые Ш.А. Амонашвили, Ш.А. Амонашвили сравнение профессий педагога и актёра привело к мысли-заповеди «Дари себя детям!»:

Роль и место артистизма в преподавании могут меняться при совершенствовании профессиональной деятельности учителя: он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы педагога.

Артистизм - это не только внешние факторы (жесты, мимика, интонация), хотя и они очень значимы для создания атмосферы урока. Артистизм - это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, передаваемыми детям на занятии, причем жить искренне. Это - богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблем, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы.

По своим основным характеристикам актёрская и педагогическая деятельности совпадают, однако, в последней сотворчество, взаимодействие с аудиторией играет большую роль, нежели в театральном искусстве.

( На слайд)

«Разумеется, педагог должен владеть способностью перевоплощаться, умением входить в роль. … Профессия учителя в этом смысле более сложная. Он тоже принадлежит, но не тем людям, которые для него имеют общее имя «зритель», а детям, которые для него обозначены конкретными характерами». Ш.Амонашвили

Особенно важно это для начинающих педагогов.

Ход занятия

Психологическая разминка "Очень я собой горжусь".

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала, а также попытаться сделать свою речь более выразительной.

Инструкция: проговаривая аффирмации, педагоги выполняют следующие действия:

1. "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь"- стоя, свести лопатки, улыбнуться.

2. " Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача"- положить обе ладони на лоб, затем на грудь.

3. " Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче"- потирая ладонь о ладонь.

4. "На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо"- руки в стороны, словно раздвигают преграды.

5. "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна"- руки широко развести в стороны.

6. "Я бодра и энергична, и дела идут отлично" - покачаться с носка на пятку.

7. "Вселенная мне улыбается, и у меня получается" - сложив руки в замок, сделать глубокий вдох.

Важным разделом в педагогическом артистизме является выразительность мимики и жестов, умение владеть ими.

Зачастую есть не у всех. Этому можно научить, это умение приходит с опытом работы,

Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика, красивая, выразительная осанка педагога, которая выражает внутреннее достоинство личности.

Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях.

В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.

Поэтому будущему учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Начнём с осанки.

На развитие осанки существует множество упражнений, давайте выполним одно из них (педагог-ведущий приглашает одного, двух участников, подойти к свободной стене для выполнения упражнения)

1.Осанка

Упражнение «Берёзка»:

· встаньте спиной к стене (точки соприкосновения со стеной - затылок, лопатки, пятки);

простойте до счета десять, в это время хорошо читать стихи или произносить любые речи (стих «Когда сентябрь у школьного порога…»;

· отойдите от стены, сохраняя осанку;

· сядьте на свое место и постарайтесь сохранять осанку до конца мастер-класса.


Жест – есть не движение тела, а движение души.
Ф. И. Шаляпин

2. Жест. Давайте попробуем вместе сформулировать определение жеста, ответив на ряд вопросов. Что такое жест? (глагол), Движение чего?, Для чего делается тот или иной жест жест?

Жест (от лат. Gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Жест педагога должен быть органичным, сдержанным, без резких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция.

Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются  чаще.

Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря: «Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя. Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса,  чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней. Жестов очень много, существует язык жестов, который используют глухие люди.

Педагог предлагает участникам размять немного руки, потренироваться выполняя следующее упражнение (участники встают со стульев для выполнения упражнении)

А) Малярная кисть (как советуют специалисты, во время этого упражнения хорошо бы напевать какую-нибудь песенку « Я так хочу, чтобы лето не кончалось…»)

Соедините руки, вытянутые вперед, кистями - это воображаемая малярная кисть; красьте этой кистью горизонтальную и вертикальную поверхность; добросовестно "красьте", плотно проводя кистью по воображаемой стене.

Б) Ладошки (упражнение поможет придать выразительность нашим жестам (для выполнения данного упражнения участникам предлагается разделиться на пары)

Первый участник вытягивает руку, ладонь повернута в просительном положении. Второй участник как бы дает что-то на ладонь. Первый участник представляет что это ... змея. Резко отдергивает руку, говоря "нет!". Чередуем движение: "дай" - "нет" - поочередно для правой и левой руки. Затем участники меняются.

В) Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению.

Дети «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

Выразительные детали мимики - брови, глаза.

Поднятые брови выражают удивление,

сдвинутые - сосредоточенность,

неподвижные - спокойствие, равнодушие,

находящиеся в движении – восторг.

Наиболее выразительны на лице человека глаза. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица,

Ø умение пользоваться выразительным взглядом,

Ø стремиться избегать черезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»),

Ø а также безжизненной  статичности («каменное лицо»).

Взгляд педагога должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку.

Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся. В этом нам поможет данное упражнение.

Упражнение «Окно»

(Выходит к доске 1 участник)

Вообразите, что вас и ваших коллег разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны: ваши собеседники вас не услышат. Однако вам необходимо сообщить ему очень важную вещь. Что делать? Но слишком серьезен предмет сообщения, чтобы размахивать руками.

Не озвучивая о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что вам нужно, и получить ответ от вас (даётся карточка с ситуацией, коллега пытается объяснить мимикой глаз, о чём идёт речь)

Ситуации:

Ø педсовет состоится после восьмого урока (моргнуть 8 раз);

Ø сегодня уроков не будет;

Ø сегодня будет аванс за сентябрь.

Важно видеть, распознавать чужие эмоции. Педагог, понимая эмоции детей, может контролировать поведение, интерес к занятию у детей.

Ситуации:

1. Вы 20-летняя красотка. Ваш молодой человек, с которым вы вместе уже два года, попросил вас закрыть глаза, так как он приготовил вам «приятный сюрприз».

2. Вы шестилетняя девочка, впервые пришедшая в цирк. Вы потрясены громом пушки и видом одетой в сверкающий серебристый костюм акробатки, которой из этой пушки только что выстрелили.

3. Вы состоятельная женщина с Пятой авеню, вы желаете «Счастливого рождества» швейцару, которому никогда не даете на чай.

Замечательно, посмеялись, отдохнули. Перейдем к последнему на сегодня упражнению, которое поможет объединить все сделанное и рассказанное мной ранее.

Упражнение «Групповой портрет»

Один из членов группы на некоторое время покидает комнату. В его отсутствие остальные выбирают кого-либо из участников, которого по словесному портрету предлагается узнать, кого именно описывали., приглашают выходившего человека и описывают «выбранного», не называя его. Можно описывать внешний облик, характерные выразительные движения, мимику и т.п.

Все присутствующие высказываются по очереди. Если участник не угадывает, то процедура повторяется снова, но члены группы стараются найти новые выразительные средства.

Данное упражнение развивает наблюдательность, даёт каждому участнику информацию о том, каков он в глазах других, в частности о том, как видится его экспрессия.

III. Заключительная часть

Конечно, уважаемые коллеги, иногда улыбка, как и жесты, мимика могут быть и неуместными. Поэтому, желательно правильно пользоваться ими в соответствующих ситуациях, чтобы не попасть впросак.

Упражнение "Да".

Рефлексия:

Встаньте, пожалуйста, держите руки перед собой ладонями вверх.

Возьмите свою левую руку и мысленно положите на нее свой собственный вклад в нашу сегодняшнюю работу.

Возьмите свою правую руку и положите в нее все то, что вы сегодня получили от нашей встречи. И когда я скажу "Готово, давайте!", вы соедините руки одним громким хлопком и при этом говорите "Спасибо".